
Содержание
Я программирую с пятнадцати лет. На момент написания этой статьи мне 25. Порядка 10 лет опыта.
Я пришел в свой ВУЗ учиться по специальности “Программист”. Я думал, что здесь-то меня научат, покажут все, что можно. Реальность была жестокой, большинство моих преподавателей не понимали что рассказывают. Когда человек рассказывает про что-то, чем он не занимался на практике, это звучит плохо. В итоге, я всему учился сам. Мои преподаватели не мешали мне (почти), и на этом им спасибо.
Когда я выпустился, поработал какое-то время, я понял, что я хочу помочь людям, которые хотят программировать. Я хочу учить людей писать программы. Я хотел это по нескольким причинам:
- я не хотел, чтобы люди оказывались в такой ситуации как я – когда о программировании рассказывают далекие от этого люди;
- мне хотелось просто поделиться знаниями. Эдакая потребность передать то, что я умею, другим;
- я хотел прокачать навыки общения.
Как всегда бывает, вселенная дает нам то, что мы хотим – главное, не упустить свой шанс. После бессонной рабочей ночи я зашел на айтишный сайт, и взгляд зацепился на обьявление. “Ищем Java преподавателя!”. Я кликнул, прочитал вакансию – вроде, все подходит. Java, опыт работы, рассказывать вечером, показывать, как писать код. Я позвонил, и тогда все завертелось. Я сходил на пару собеседований, как технических, так и тех, что оценивали меня именно как преподавателя. Я хорошо подготовился, и прошел все собеседования. И меня пустили к живым студентам 🙂
На момент написания статьи у меня уже порядка месяца опыта преподавания. Для себя я вынес несколько моментов из деятельности преподавателя.
Вы не можете все знать
Я вроде неплохой программист, много чего знаю, написал десяток проектов, до сих пилю проекты на фрилансе, для себя, пишу код на основной работе. Но студенты задают такие вопросы, что начинаешь в себе сомневаться. Вопросы часто очень простые, но на них сложно ответить. Просто потому что я не вникал в тот уголок фреймворка, про который они спрашивают. Или же я даже не представляю, зачем делать такое, о чем спрашивают.
Я для себя принял, что это нормально. Когда меня что-то спрашивают непонятное, я говорю честно, что не знаю, не задумывался над таким. Или же предлагаю разобраться вместе, если вопрос не сильно длинный. Мы пишем вместе какой-то кусочек кода, и проверяем, как это работает.
Вы узнаете то, чего бы не узнали
В итоге получается, что я, как преподаватель, пока готовлюсь к очередной паре, узнаю много новой информации, которой иначе не узнал бы. Одно дело, когда я пишу реальные проекты – там используется небольшое подмножество возможностей библиотек, которые я использую. Нестандартных задач в реальных проектах не так много. Но совсем другое дело рассказывать о какой-то библиотеке группе людей, которые не слышали про эту библиотеку. Будет куча нестандартных вопросов. Поэтому приходится внимательно вычитывать документацию, чтобы не попасть впросак.
Беру опытом
Как бы то ни было, я не могу знать все, и бывает, мне задают вопрос, вроде по теме, но я не могу на него ответить. Что делать в таком случае?
Главное в этой ситуации – не растеряться, не сдаться. Я могу сказать честно, что не знаю. Но также я говорю, что на следующую пару они могут спросить еще раз, и я расскажу. Фишка в том, что у меня много опыта, и найти ответ на какой-то вопрос по программированию – дело трех минут. А студенты часто не могут даже сформулировать правильно вопрос. Не потому, что они глупые, а просто опыта мало у них еще. И получается так, что я беру опытом.
Важный момент – это уверенно рассказывать. Я считаю, что для обучения можно где-то что-то не знать, но быть уверенным как рассказчик. Тогда материал намного лучше воспринимается, и идет на пользу. Хуже ситуация, когда вы классный программист, но неуверенно, вяло рассказываете. Вас просто не будут воспринимать как человека, который уверен в том, о чем он рассказывает. Понятно, что толку от такого будет мало.
Онлайн общение
Кроме личных встреч, где все сидят с ноутами, решают задачки, я им помогаю, есть и онлайн уроки. Там я отвечаю на какие-то непонятные для студентов вопросы. В онлайн общении есть свои плюсы и минусы. Как по мне, минусов больше. Я не вижу студентов, не понимаю, интересно ли им. Я могу лишь переписываться с ними в чате. Непонятно, насколько хорошо слушают меня. Ну и нет ощущения “преподавания” – когда аудитория, народ, и я что-то рассказываю людям. Я сижу в квартире за своим ноутбуком, и разговариваю с экраном. Так сложнее сосредоточиться.
Из плюсов – это удобство. Не нужно никуда ехать, привычная домашняя обстановка. Можно сделать пятиминутный перерыв, заварить чай. Нужно везде находить плюсы 🙂
Выводы
Что я могу сказать? Если у вас выпадет шанс заняться преподаванием – попробуйте! Это интересные ощущения, которых вы не получите, просто программируя. Ну и пользы вы получите тоже изрядно.
Да преподавание, коучинг, это тема, хочу начать. Есть желание обучать основам криптовалюты у нас в Казахстане